ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА Сталинграда

Первым делом - Родину защищать / Стр.19

  • Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр.17 / Стр.18 / Стр.19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 /
  • ФЕДОТОВ Александр Васильевич (23.06.1932, Бекетовка (ныне Кировский район Волгограда) – 1984, над Раменским аэродромом Московской области), лётчик, заслуженный лётчик-испытатель (1969), заслуженный мастер спорта СССР. Герой Советского Союза (22.07.1966). Генерал-майор авиации (1983). Лауреат Ленинской премии (1981). В сентябре 1947 г. поступил в 7-ю Сталинградскую спецшколу ВВС, базировавшуюся в станице Нижнечирской Сталинградской области. После её окончания в 1950 г. поступил в Армавирское военное авиационное училище лётчиков. По выпуску в 1953 г. оставлен в нём лётчиком-инструктором. В 1958 г. учился в школе лётчиков-испытателей в г. Жуковском Московской области. В 1965 г. окончил Московский авиационный институт. С 1969 г. – шеф-пилот ОКБ. Автор 18 мировых авиационных рекордов, 3 из которых – абсолютные. Испытывал самолёты МиГ-19, МиГ-21, Е-152, И-75, МиГ-27, а также МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, которые после его испытаний запущены в серию. За 35 лет лётной работы провёл в небе 4818 часов. Награждён 2 орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями, большой Золотой медалью Международной авиационной федерации (1974).

                                         (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель Волгоград. 2008. С. 355).

    Позвольте дополнить: ФЕДОТОВ Александр Васильевич родился в г. Сталинграде (Бекетовка – Д. В.) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1956. Окончил 10 классов специальной школы ВВС. В Советской Армии с 1950. Лётчику-испытателю капитану Федотову за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм 22.7.1966 присвоено звание Героя Советского Союза.  4.4.1984 генерал-майор авиации Федотов погиб при исполнении служебных обязанностей.

     Литература:

    - Крылья. Москва.1971. Выпуск 1. С. 101-114.

    (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. Москва. Военное издательство. 1988.

    С .645-646, 847-855).

    ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ, одна из высших форм поощрения граждан в СССР за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры. Впервые премии имени В. И. Ленина были учреждены в 1925 г.; с 1935 по 1956 не присуждались. Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 сентября 1966 г. (СП СССР, 1966, № 21, ст. 188), 1 раз в два года присуждалось 30 Ленинских премий, в т. ч. 25 – по науке и технике и 5 – по литературе, искусству и архитектуре. В 1970 г. дополнительно учреждена премия за произведения литературы и искусства для детей. Размер Ленинской премии – 10 тыс. руб. каждая. Постановление ЦК КПСС И СМ СССР о присуждении Ленинской премии публиковалось в печати ко дню рождения В. И. Ленина. Лицам, получившим Ленинскую премию, присваивалось звание «Лауреат Ленинской премии», вручались диплом, почётный знак и удостоверение.

                      (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель. Волгоград. 2008. С. 189).

    ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

    В начале Великой Отечественной войны Сталинград рассматривался как глубокий тыловой город, но это отнюдь не исключало возможности налётов вражеской авиации. Уже в первый день войны в городе были созданы пункты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) и приняты меры по светомаскировке.  25 и 28 июня 1941 г. Сталинградский облисполком принял решения об организации во всех городах и районах области городских и районных штабов местной противовоздушной обороны (МВПО), которым подчинялись штабы МПВО, созданные при сельсоветах, колхозах, МТС, предприятиях и домоуправлениях. В начале войны противопожарная служба Сталинграда включала 31 пожарную команду, насчитывающую около 2 тыс. бойцов. Они располагали автонасосами, двумя пожарными поездами и двумя пароходами-гасителями, а также средствами наблюдения и связи. На помощь пожарным командам могли прийти 809 противопожарных звеньев и 25 комсомольских взводов противопожарной обороны, обученных приёмам тушения зажигательных авиабомб. Осенью 1941 г. посты МПВО существовали на всех предприятиях, во многих учреждениях и учебных заведениях города. 13 сентября 1941 г. Совнарком СССР принял решение «Об обеспечении населения укрытиями и приспособлении их под газоубежища». Осмотрев здания Сталинграда, специальная комиссия отобрала  для этих целей 359 подвалов. Кроме того, на всех без исключения улицах, во дворах, в городских садах и парках отрывались в землю траншеи и строились блиндажи (см. Оборонительное строительство). 1 ноября в 14 ч 40 мин к городу прорвался первый фашистский бомбардировщик. Советское командование немедленно приняло меры по усилению прикрытия города с воздуха. Сталинградское авиаучилище было преобразовано в 102-ю истребительную авиадивизию. В Сталинград были присланы части зенитной артиллерии, которые образовали дивизионный район ПВО. 9 ноября по приказу штаба МПВО город объявляется на угрожаемом положении. В город прибыла 10-я дивизия войск НКВД. Усиление ПВО дало свои результаты. В последующее полугодие ни один вражеский бомбардировщик не смог прорваться к городу. В ночь с 22 на 23 апреля 1942 г. немецко-фашистская авиация произвела первый налёт на Сталинград. Зенитная артиллерия поставила мощную огневую завесу. В воздух поднялись аэростаты. Несмотря на все старания, гитлеровцам удалось сбросить на город лишь 18 фугасных бомб, которые разрушили 6 деревянных домов. Зато на ложные очаги пожара немецкие лётчики сбросили более 30 фугасных и сотни зажигательных бомб. В мае самолёты противника пролетали над территорией нашей области почти ежедневно. Приказом наркома обороны Сталинградский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусной. В городе велось непрерывное дежурство пожарной постовой службы во всех жилых, общественных и производственных зданиях. 21 июня 1942 г. в связи с введением в Сталинграде военного положения все формирования МПВО перешли на военное положение. В ночь с 22 на 23 июля Сталинград подвергся налёту вражеской авиации. Прорвавшиеся сквозь заградительный огонь ПВО 18 самолётов противника сбросили на город около 40 фугасных бомб. Основными объектами бомбардировки явились СТЗ, номерной завод и его посёлок, а также жилые кварталы Дзержинского района. Во время налёта убито 21 и ранено 85 человек. Разрушено было несколько жилых зданий. Возникшие два пожара были быстро ликвидированы. В последующие дни воздушные налёты противника систематически повторялись. В течение августа 1942 г. город подвергался бомбардировкам практически ежедневно. Всего за время с 1 по 22 августа пострадало от вражеской авиации 459 человек. Стремясь усилить удар и вызвать панику среди жителей города, противник во второй половине дня 23 августа провёл первый массированный налёт на Сталинград авиацией 4-го воздушного флота. Начав бомбардировку города в 16 ч 18 мин по московскому времени, несколько сотен вражеских самолётов совершили свыше 2 тыс. самолётоатак. Немецкие бомбардировщики летели эшелон за эшелоном, сбрасывая тысячи фугасных и зажигательных бомб. В этот день городу были причинены значительные разрушения. За 23-24 августа погибло около 10 тыс. человек мирного населения. Активно боролись с вражескими бомбардировщиками части ПВО совместно с авиацией. Только за один день 23 августа в районе Сталинграда было уничтожено 90 самолётов противника.

     Бомбардировки города продолжались в течение всего августа, сентября и октября 1942 года.

                    (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель. Волгоград. 2008. С. 281-282).

    ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО в Сталинградской области в 1941-1942 гг. Для обеспечения обороны города от наступающих сухопутных сил противника, защиты населения от налётов авиации, формирования инфраструктуры армии требовалось строительство оборонительных обводов, уличных баррикад, бомбоубежищ, аэродромов и т. д. Все эти работы выполнялись инженерными подразделениями армии, специальными организациями из других городов, а также силами местных властей с привлечением населения.

    … До осени 1941 г. эти работы велись медленно: немецкая авиация не бомбила Сталинград. 1 ноября в 14 ч 40 мин к городу прорвался первый фашистский бомбардировщик и сбросил свой смертоносный груз. Это заставило значительно ускорить строительство. 19 декабря Сталинградский городской совет обороны рассмотрел вопрос об обеспечении средствами защиты населения от бомбёжек и признал ход работ  неудовлетворительным. После этого работы велись ускоренными темпами.  Несмотря на суровую зиму, к февралю 1942 г. все траншеи и подвалы были приспособлены к укрытию населения от воздушного удара врага. В них могли укрыться одновременно до 200 тыс. человек. Кроме этого, к концу июля 1942 г. силами московского Метростроя были построены массовое бомбоубежище, и командный пункт в штольнях на левом берегу р. Царицы. Важнейшей задачей при подготовке к обороне города и в её ходе было строительство аэродромов и укрытий для самолётов. Более 28 тыс. жителей 13 сельских, преимущественно приволжских районов принимали участие в строительстве 48 полевых аэродромов и 11 взлётно-посадочных полос, которые обеспечили боевые действия авиации трёх фронтов. Население города и области приняло активное участие в создании четырёх оборонительных обводов, строительство которых вела 5-я сапёрная армия, присланная в Сталинградскую область в октябре 1941 года. Протяжённость внешнего обвода равнялась 487 км. Строительство этого рубежа продолжалось с октября 1941 г. по февраль 1942 г.  Строительство внутреннего обвода, который охватывал Сталинград более узкой дугой, проводилось с ноября 1941 г. по июль 1942 г. Кроме этих основных рубежей были построены Астраханский и Камышинский обводы. Общая протяжённость всех рубежей составила 3860 км. Создавались доты и дзоты, рылись противотанковые рвы и траншеи, сооружались блиндажи и пулемётные гнёзда, устанавливались противотанковые надолбы и ежи. В сооружении оборонительных укреплений ежедневно принимали участие 180-225 тыс. человек, свыше 1400 тракторов и автомашин, 6 тыс. подвод с лошадьми. Работать приходилось в чрезвычайно трудных условиях: трасса рубежей, как правило, проходила по пустынной степи. Люди жили в землянках. Большая часть работ по строительству оборонительных рубежей осуществлялась в зимних условиях. Значительная часть сооружений была разрушена весенним паводком. Их восстановление выполнялось весной и летом 1942 г., в работах  принимало участие около 20 тыс. человек. Завершение работ (с 17 июля 1942 г.) по строительству оборонительных рубежей и минированию переднего края обороны, а также по маскировке осуществлялось сапёрными подразделениями 57-й армии. К началу Сталинградской битвы оборудовать обводы полностью не удалось, но они сыграли важную роль в обороне города. Особенно важное значение имели оборонительные сооружения, воздвигнутые в августе и сентябре 1942 г. на окраинах и в самом Сталинграде. Непосредственно перед началом уличных боёв, когда стало очевидно, что фашисты смогут прорваться в город, началось форсированное строительство уличных баррикад. В работах принимало участие 5600 человек, строительство велось круглосуточно, с использованием всех материалов и строений, независимо от их принадлежности той или иной организации или ведомству.

                              (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель. Волгоград. 2008. С. 233).

    СТАЛИНГРАДСКИЙ КОРПУСНОЙ РАЙОН ПВО

    Летом 1942 г. преобразован из Сталинградского дивизионного района ПВО, созданного 9 ноября 1941 года. В него в июле 1942 г. входили: 102-я истребительная авиадивизия, 7 зенитных артиллерийских полков среднего калибра, 2 зенитных артиллерийских полка малого калибра. 12 отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, 6 зенитных бронепоездов, 2 отдельные зенитные пулемётные роты, зенитный прожекторный полк, отдельный дивизион аэростатов заграждения, 6 отдельных батальонов и 1 отдельная разведрота ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи).

    Всего в составе частей ПВО Сталинграда действовало в разное время до 80 истребителей, 440 зенитных пушек среднего калибра, 120 зенитных  пушек малого калибра, 165 зенитных прожекторов и 81 аэростат заграждения. 3 радиолокационные станции «Пегматит» были расположены в Калаче, Красноармейске и Абганерово. Этими силами была организована круговая оборона объектов Сталинграда, Бекетовки и Красноармейска, особенно в районе заводов, нефтескладов, мостов, СталГРЭС, железных дорог. Зенитной артиллерией и пулемётами корпусного района ПВО за время битвы уничтожено 383 самолёта противника.

                            (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель. Волгоград. 2008. С. 327-328).

    СТО ВТОРАЯ (ВТОРАЯ ГВАРДЕЙСКАЯ) ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ ПВО.

    Закончила формирование в марте 1942 года. Вначале состояла из 3 истребительных авиаполков: 628, 629 и 788-го.

    Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком-дизелистом в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. В Советской Армии с 1937. Окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов 1940. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941. Лётчик 580-го истребительно-авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант Маресьев к концу марта 1942 в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4.4.1942 в воздушном бою в районе демянского плацдарма (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток пробирался к своим войскам. После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 вновь вернулся в строй. Заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительно-авиационного полка (3-я гвардейская истребительно-авиационная дивизия, 1-й гвардейский истребительно-авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) гвардии старший лейтенант Маресьев во время боёв на Курской дуге сбил 3 самолёта противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 24.8.1943. В 1946 майор Маресьев уволен из армии. В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук. В 1956-1983 ответственный секретарь, с 1983 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Полковник в отставке Маресьев награждён 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденам Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Почётный солдат воинской части.

     Сочинения: На Курской дуге. Москва. 1960. И др.

     Литература:

    - Андреев С. А. Совершённое ими бессметно. Москва. 1976. С. 110-111;

    - Лукьянов Б. Б. Золотые Звёзды. Ташкент. 1963. С. 39-68;

    - Натыкин В. Помните их имена. Новгород. 1981. С. 62-63;

    - Подвиги их бессмертны. 2-е изд., исп., доп. Хабаровск. 1985. С. 108-112.

    (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. Москва. Военное издательство. 1988.

    С. 37-38, 847-855).

    Обратите внимание, что имена Числова и Маресьева в одном и том же Указе от 24 августа 1943 года. Это не простое совпадение. Когда Алексей Петрович Маресьев рвался на фронт, но был после лечения без ног и ходил на протезах, то Александр Михайлович Числов взял его, поверив в него. И они стали так бить врага, что вместе стали Героями Советского Союза. Имела счастье не один раз встречаться с Александром Михайловичем Числовым. Остались фотографии с этих встреч. В памяти остался очень скромный, но очень простой и доступный человек. Последние годы его подвозили на машине, и это было понятно, годы-то почтенные. Но Александр Михайлович был строен, подтянут и по его походке нельзя было и предположить, что ему уже далеко за 90 лет. Удивительно, но участников Великой Отечественной войны нельзя назвать «дед», в них всю жизнь чувствуется «настоящий мужчина». И у них надо только учиться - искусству полноценно жить. Всегда.

    МОРОЗОВ Иван Васильевич (р. 10.08.1922 в с. Берёзовка ныне Еланского района Волгоградской области), лётчик, Герой Советского Союза. Начинал трудовую деятельность в Ташкенте помощником мастера на текстильном комбинате, занимался в аэроклубе. В РККА с 1940 года. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного полка (199-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант Морозов к маю 1945 года совершил 114 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 18.08.1945 года. С 1946 года – в запасе. Работал в Управлении внутренних дел Волгоградского облисполкома. Награждён орденами Ленина, 2 – Красного Знамени, 2 – Отечественной войны 1 степени, Отечественной войны 2 степени, медалями.

                                (Энциклопедия Волгоградской области. Издатель. Волгоград. С. 210).

    Позвольте дополнить: МОРОЗОВ Иван Васильевич родился в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил 7 классов. В воздушном бою сбил 1 самолёт противника. С 1946 – в отставке. Живёт в Волгограде.

     Литература:

    - Волгоградцы – Герои Советского Союза. Волгоград. 1968. С. 75;

    - Герои и подвиги. Москва. 1966. Книга 4. С. 275-281;

    - Герои Советского Союза – узбекистанцы. Ташкент. 1984. С. 211.

    (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. Москва. Военное издательство. 1988.

    С. 113-114, 847-855).

    На условиях обмена:Лечебный воротник шанца Тривес ; Коррекция веса; О фильме Соловей разбойник; Оснащение приборами контроля дорожных работ; Покупка флокатора; Преимущества металлочерепицы;