Владимир Микоян - 4 / Стр.10 - Страницы истории

Владимир Микоян - 4

  • Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 /
  • Владимир Микоян
    Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 /

    … Вывозную программу на самолёте УТ-2 Володя усвоил легко. Инструктор Каюк поговаривал уже о самостоятельном вылете курсанта Володи Микояна. 18 октября 1941 года. Пасмурное холодное  утро, низкая облачность, порывистый ветер.…Первым в воздух вылетел лейтенант Каюк. «Неужто выпустят в такую погоду!» - гадали курсанты, когда лейтенант вылез из кабины приземлившегося самолёта. Машина рванулась на взлёт, она набирала скорость и бежала всё стремительней, всё уверенней, пока плавно не отошла от земли. «Ну вот, ещё один лётчик родился, - ни к кому не обращаясь, сказал Ткаченко. - Давно Володя мечтал о таком полёте».  «Программу на УТ-2 я окончил, перешёл на боевую машину. Летали и в плохую погоду. Это полезно, хоть и не очень приятно. Вообще дела у меня неплохи. По всем предметам пока только отличные отметки. Скорее бы попасть на фронт. Только вот погода у нас всё хуже и хуже, такой грязи, как здесь, я не видел нигде. Так что теперь на вокзал ходить не приходится. Раньше то мы ходили на вокзал встречать московский поезд: искали знакомых.… Да, мама, как живёт Артём? Попроси его написать мне. Передавай привет всем родным, что нового у Вас?..»…

    … Теперь мы можем по крупицам собрать судьбу Володи, где-то домыслить события его только начавшейся жизни. Как он пел в курсантском строю: «Там, где пехота не пройдёт», как встретил свою первую любовь. Война убила не одного Володю. Погибает не один воин, а теряется целая Человеческая ветвь в Жизни Земли: его Любовь, его будущие Дети, Внуки, Правнуки и т. д. Совсем недавно, всего полгода тому назад, он сидел с Юркой Ильиным в родном 9-м классе. Теперь его пересадили рядом с двумя пушками в самолёт…

    … О событиях начала 1942 года подробно рассказывает Степан Анастасович в своей книге: «16 января 1942 года нашу пару, командира звена Лапочкина и меня, подняли по тревоге в воздух: на подходе к Истре был обнаружен Ю-88, очевидно, разведчик. Это был мой 13-й вылет на боевое задание…»…

    … Сбил меня лётчик 562-го полка (в нём служил Володя Ярославский, он мне и рассказал) младший лейтенант Михаил Родионов. На аэродроме после посадки он сказал: «Кажется, я своего сбил», и добавил: «А что он мне в хвост полез…»……3 июня 1942 года Родионов погиб – таранил Ю-88 в крыло, но тот продолжал лететь, и тогда он таранил вторично в фюзеляж. Юнкерс упал, а Родионов при посадке с убранным шасси в поле угодил на противотанковые укрепления. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Я его так и не увидел». Позвольте сделать следующую вставку: «РОДИОНОВ Михаил Александрович, родился в 1918 в дер. Песочное ныне Богородского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. В Советской Армии с 1938. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов в 1939. Участник советско-финляндской войны 1939-1940. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир звена 562-го истребительно-авиационного полка (6-й истребительно-авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) кандидат в члены КПСС младший лейтенант Родионов произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 вражеских самолётов. 3.6.1942 у дер. Шумятино (Малоярославецкий район Калужской области) тараном сбил бомбардировщик противника. Погиб при посадке самолёта. Звание Героя Советского Союза присвоено 14.02.43 посмертно. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени. Похоронен в дер. Новая Лужа – ныне Родионово Химкинского района Московской области. На родине Героя на доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улица в г. Богородск и деревня, где сооружён памятник Герою. Навечно зачислен в списки воинской части.

     Литература:

    За Отчизну, свободу и честь! Горький, 1964, кн. 2. С. 241-247;

    Т ю л ь н и к о в  Л. К., Б а с о в и ч  Я. И. Герои Советского Союза - горьковчане. 2-е изд., перераб. и доп. Горький, 1981. С. 221».

    (ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Краткий биографический справочник. Т. 2  ЛЮБОВ - ЯЩУК. М., Военное издательство. 1988.  С. 361-362, 849, 854, фото на с. 361).  

    …В поликлинике в Куйбышеве познакомился с двумя старшими лейтенантами, тоже проходившими амбулаторное лечение после ранения: Рубеном Ибаррури, сыном вождя испанской компартии знаменитой Долорес, и Леонидом Хрущёвым. Оба уже имели по ордену Красного Знамени. С Рубеном, высоким, красивым и весёлым парнем, мы встречались недолго – вскоре он уехал в Москву. Потом я узнал, что он попал в десантную дивизию командиром пулемётной роты, в бою под Сталинградом был ранен в живот и, как рассказывали, тут же покончил жизнь самоубийством. Старший лейтенант Леонид Хрущёв – лётчик с довоенного периода, с первого дня войны участвовал в боевых действиях. Он совершил около 30-ти вылетов на бомбардировщике Ар-2 (вариант самолёта СБ). В конце июля 1941 года самолёт Леонида был атакован немецким истребителем. Леонид едва дотянул до линии фронта и сел с убранным шасси на нейтральной полосе. Штурман погиб при посадке, радист был ранен, а у Леонида при посадке оказалась сломанной нога. По его словам, «кость торчала наружу через сапог». Их выручили наши солдаты. В полевом госпитале у Леонида хотели ногу отрезать, но он не дал, угрожая пистолетом. Нога очень плохо заживала – он лечился более года. Леонид был хороший, добрый товарищ. Мы с ним провели, встречаясь почти ежедневно, около трёх месяцев. К сожалению, он любил выпивать. … В один из последних месяцев 1942 года Леонид неожиданно появился в Москве, и мы с ним увиделись. Не долечив ногу, он ехал на фронт, получив разрешение переучиться на истребитель Як-7Б. Через некоторое время я встретился с Петром – приятелем Леонида, и он рассказал мне о происшедшей осенью в Куйбышеве трагедии. Однажды в компании оказался какой-то моряк с фронта. Когда все были сильно «под градусом», в разговоре кто-то сказал, что Леонид очень меткий стрелок. На спор моряк предложил Леониду сбить выстрелом из пистолета бутылку с его головы. Леонид долго отказывался, но потом всё-таки выстрелил и отбил у бутылки горлышко. Моряк счёл это недостаточным, - сказал, что нужно разбить саму бутылку. Леонид снова выстрелил и попал моряку в голову. Леонида осудили на восемь лет с отбытием на фронте (во время войны существовала такая форма отбытия военными уголовного наказания). Поэтому он и уехал на фронт с ещё не совсем зажившей раной. При нашей встрече в Москве он об этой истории умолчал.  А о его гибели мне рассказал лётчик, который был участником последнего боя Леонида, - Иван Жук, в 1943 году переведённый в 12-й гвардейский полк, в котором я в это время служил. (Погиб Леонид Хрущёв 11 марта 1943 года. – Д. В.).

    … Это были трудные дни в жизни Володи. Он принимает серьёзное решение и подаёт в партийную организацию 1-й эскадрильи Качинской военной авиационной школы заявление: «От курсанта В. А. Микояна. Прошу принять меня в кандидаты партии, так как, окончив школу, я желаю стать коммунистом и вместе с нашими боевыми лётчиками громить фашистских оккупантов…» В феврале 1942 года Владимир Микоян закончил в Качинской школе ускоренный курс обучения и отбыл в распоряжение инспекции ВВС. Начальником инспекции был Василий Сталин. Он любил Володю, опекал его. Володя, хоть и был молод, но очень критически относился к «художествам» Василия. Он осуждал его хамское поведение (пьянки, случаи хамства и самодурства, мат при женщинах и т. д.). Высшую степень возмущения кем-то он  выражал по-своему: «Ну и кретин!». В инспекции ВВС, ознакомившись с характеристикой и лётной книжкой, Володю определили в подчинение майора Морозова. Широкоплечий, высокий, с орденом Ленина на груди, майор Борис Арсентьевич Морозов встретил Володю радушно. Так Володя начал службу под Москвой, осваивая новые самолёты Як-1 и «Харрикейн». Мама как-то обратилась к майору Морозову: «Скажите, Борис Арсентьевич, правду: Володя хорошо летает?.. Он ведь ещё не готов для фронта?» «Что Вы, Ашхен Лазаревна, Володька - лётчик от бога! Опыта, правда, у него маловато, но для нас это дело наживное…» Его зачислили в состав 434-го истребительного авиаполка Резерва Главного Командования. Полк прибыл на подмосковный аэродром из-под Сталинграда на пополнение новыми самолётами и лётным составом. Его формировал Василий Сталин, пользуясь своими почти неограниченными возможностями по отбору и назначению людей. В состав полка вошли инструкторы Качи и опытные воздушные бойцы: И. Стародуб, С. Долгушин, А. Якимов, И. Марикуца, И. Кузнецов, В. Гаранин, В. Абросимов, С. Команденко, братья Гарам. В полку было три Героя Советского Союза, в том числе 23-летний командир полка Иван Иванович Клещёв. На его счету было уже 16 лично и 24 в группе сбитых самолётов врага. Володя пишет рапорт на имя начальника инспекции: «Прошу Вашего разрешения об отправке меня с 434-м истребительным авиационным полком для участия в боевых операциях. К работе в полку считаю себя подготовленным. Лейтенант В. Микоян»…

    …18-летний лейтенант Владимир Микоян с честью выполнил задание перегнать с заводского аэродрома на фронт под Сталинград новый истребитель. По пути в воздухе создалась аварийная ситуация. Из-за падения давления масла двигатель стал резко нагреваться. Могло бы заклинить мотор и тогда бы на фронте не дождались так нужной в ту пору боевой машины. Владимир Микоян, по словам однополчан, был грамотным, волевым, высоко подготовленным лётчиком, поэтому не растерялся. Выключив двигатель, он выполнил точнейший расчёт и посадил истребитель на небольшом гражданском аэродроме. Там быстро обнаружил неисправность, с помощью специалистов устранил причину утечки масла, и он продолжил полёт к месту назначения. За спасение боевого самолёта и проявленное при этом мужество и находчивость ему досрочно было присвоено очередное воинское звание, - старший лейтенант…

    … Сентябрь 1942 – очень тяжёлое испытание в истории Сталинградской битвы. Жестокие бои на земле и нелёгкие воздушные бои. К середине сентября 434-й  полк прикрывал войска, выступавшие на юг в направлении станции Котлубань. 16 сентября, в первом же боевом вылете, группа, ведомая майором Клещёвым, встретила около 40 гитлеровских машин. Клещёв повёл свои 11 истребителей в лобовую атаку. 4 машины врага были сбиты. Трудный был этот день. Едва заправив самолёты, лётчики ринулись в бой. Бесстрашно дрались воздушные бойцы Бабков, Котов, Луцкий, Прокопенко, Парфёнов, Гарам, Долгушин, Карпачёнок, Избинский…

    … Из этих девушек-лётчиц до 90-х годов здравствовала Клава Блинова. Она позже была сбита, в тяжёлом состоянии попала в плен. Когда пленных везли в вагоне, они пробили дыру в полу и шестнадцать человек, выпрыгнув на тихом ходу, бежали. Только пятеро из них добрались до своих, в том числе и Клава. Гибель друзей Володи – Тимура Фрунзе, Николая Панфёрова, Клавы Нечаевой рождала в нём  великое чувство гнева и мести врагу…

    … Вечерело. Володя сидел в кабине самолёта, готовый прикрывать очередной взлёт на боевое задание группы истребителей. «Готов?»- спросил подошедший Клещёв. И просто, по-домашнему сказал: «Ну, тогда пошли. Только запомни: хочешь победы – не сомневайся в ней». Перед собой Володя видел чёткий и уверенный строй. Впереди – ведущая машина Клещёва, слева летели Саша Котов, Володя Луцкий, справа – Иван Избинский. Володя их знал, любил по-братски и не мог себе представить, что кто-то из них вдруг не вернётся из полёта или сгорит в падающей машине. Сплошная стена самолётов врага метров 200 в ширину и метров 50 по высоте, ощетинившись воронёными стволами, двигались к излучине Волги. Чудовищной силой прижало его к сиденью. Володя вывел самолёт из боевого разворота.…Вот и его гитлеровец, объятый пламенем, падал на землю. Клещёв поздравил Володю с первым сбитым самолётом врага.

    «…Мне рассказали, что в феврале 1943 года после разгрома окружённых под Сталинградом немцев  маршал Жуков приказал найти место падения и гибели. Искали самолёт Володи, но всё было безрезультатно и ничего не было найдено. Это не удивительно, если учесть интенсивность боёв в этом районе, где вся земля была перепахана взрывами бомб, снарядов и падавших самолётов»…

      …Да, 18 сентября 1942 года первым из братьев Микоянов в бой вступил Степан. Когда последовала команда уничтожить разведчик-корректировщик ФВ-189 – предвестник очередного налёта противника, то огнём из всего бортового оружия  Степан Микоян и Александр Семёнов блестяще выполнили боевую задачу. После второго боевого вылета Клещёв приказал Степану отдыхать, а машину заправить для младшего Микояна. Степан стоял рядом, когда Володя, подняв руку, запросил разрешение выруливать. Улыбнулся брату, что-то крикнул, но слова заглушил мощный гул взлетающих истребителей. Хронометр показывал 12 часов 45 минут по московскому времени. Группа из 13 машин во главе с комэском капитаном Избинским  ушли на выполнение боевого задания. Есть разные версии его гибели, война штука жестокая. Но то, что этот молодой воин, которому было от роду 18 лет и 3 месяца в своём последнем воздушном бою сделал всё, что мог, - не вызывает сомнения…

    … В научно-исследовательском отделе музея-заповедника «Сталинградская битва» можно узнать полные данные по интересующему Вас погибшему защитнику Сталинграда. Спасибо, что мне позволили поработать с этим, имеющемся у них документом. Огромнейшее спасибо всем, кто подготовили данный альбом, подписанный ответственным секретарём Совета ветеранов 8-й ВА Б. П. Белоус и председателем Волгоградской Областной секции 8-й ВА А. Н. Шолоховым. При анализе уникальнейшего альбома «БОЕВЫЕ ПОТЕРИ 8-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В СТАЛИНГРАДСКОМ СРАЖЕНИИ 1942-1943 гг.» мною сделана систематизация данных военных событий по датам гибели. Летом 2010 года была ужасная жара, но мне было не очень тяжело работать на компьютере. Считаю, потому что мне хотелось донести имена погибших до их родственников и земляков. Очень хотелось, чтобы мы знали их имена. Они за нас отдали свои жизни. Вечная им память…

     

  • Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 /
  • Владимир Микоян
    Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 /